Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основная сеть автомобильных дорог с твердым покрытием регионального или межмуниципального значения была сформирована в 60 - 80-е годы прошлого столетия.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования Тюменской области по состоянию на 01.01.2017 составила 19 184,185 км, из которых:
- 1 023,803 км (5,34%) - федеральные автомобильные дороги;
- 8 982,682 км (46,82%) - региональные или межмуниципальные, в том числе 7 163,467 км с твердым покрытием;
- 9 177,700 км (47,84%) - автомобильные дороги местного значения, в том числе с твердым покрытием 5 589,400 км.
По типам покрытия региональные или межмуниципальные дороги представлены следующим образом:
цементно-бетонное покрытие - 140,083 км (1,56%)
асфальтобетонное покрытие - 5 080,081 км (56,55%)
щебеночное и гравийное покрытие - 1 943,303 км (21,63%)
грунтовые дороги - 1 819,215 км (20,25%).
В целях улучшения технико-эксплуатационных показателей автомобильных дорог Тюменской области и повышения безопасности дорожного движения реализуются мероприятия по увеличению пропускной и несущей способностей автомобильных дорог с переводом в наиболее высокую категорию и строительству крупных инфраструктурных объектов.
1. Теоретические основы эконометрического анализа протяженности дороги Тюменской области
1.1 Основные категории и определения, используемые при эконометрическом моделировании протяженности автодорог
Процесс прогнозирования экономических временных рядов базируется на выявлении закономерностей, объясняющих динамику процесса в прошлом, и использовании этих закономерностей для описания развития в будущем.
При этом проведение анализа развития и прогнозирования, как правило, опирается на математический аппарат, предъявляющий определенные требования к исходной информации.
Соответствие исходной информации всем указанным требованиям проверяется на этапе предварительного анализа временных рядов. Лишь после этого переходят к расчету и анализу основных показателей динамики развития, построению моделей прогнозирования, получению прогнозных оценок.
Для временных рядов строятся следующие показатели :
Абсолютный прирост (базисный)
Абсолютный прирост (цепной)
Темп роста (базисный)
Темп роста (цепной)
Темп прироста (базисный)
Темп прироста (цепной)
Абсолютное содержание одного темпа прироста:
Среднегодовой темп роста:
Среднегодовой темп прироста:
Автомобильный транспорт выполняет более 90% объемов внутренних перевозок области (без учета трубопроводного транспорта). Автомобильному транспорту нет адекватной замены при перевозках дорогостоящих грузов на небольшие и средние расстояния, в транспортном обеспечении розничной торговли, производственной и строительной индустрии, агрокомплекса, а также малого бизнеса.
Наиболее крупные дорожные проекты в Тюменской области связаны с решением проблем недостаточной прочности дорог, перегрузки движения многих участков дорог, недостаточного количества обходов населённых пунктов, а также мостовых переходов через реки, отсутствие которых вызывает значительные перепробеги транспорта.
Дорожное хозяйство области в настоящее время характеризуется следующими показателями:
Общая протяженность автомобильных дорог в Тюменской области достигла 11, 3 тыс. километров. Из них 93% занимают дороги общего пользования — федерального, регионального и местного значения. Доля федеральных дорог составляет 9%, региональных — 81%, местного значения — 3%. На дороги с твердым покрытием приходится 76%, из них с усовершенствованным покрытием — почти 75%. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 квадратных километров территории юга области составляет 54, 3 километра. Кроме того, в эксплуатации находится 782 километра ведомственных дорог, 82% из них имеют твердое покрытие, 69% — усовершенствованное.
Но при этом, по данным управления автомобильных дорог Тюменской области, четвертая часть сельских населенных пунктов не имеют дорожного сообщения с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования или с ближайшей железнодорожной станцией, речным портом (пристанью), аэропортом. Из них две трети (65, 7%) — это небольшие сельские населенные пункты с численностью проживающих менее 100 человек, 34, 3% — от 101 до 1000.
С запада на восток Юг области пересекает автомобильная дорога федерального значения, которую неофициально называют Сибирским трактом - основное связующее звено западной части РФ с восточной. В пределах области тракт делится на две неравные части. Первая: от границы со Свердловской областью до г. Тюмени - это участок автомобильной дороги Екатеринбург - Тюмень протяженностью 30,86 км. Вторая - автодорога Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск протяженностью, в пределах области, 365,22 км.
С юга к Тюмени подходит федеральная автомобильная дорога «Подъезд к г. Тюмени от автодороги «Байкал». Значимость федеральной автомобильной дороги «Байкал» обусловлена тем, что эта дорога, проходит через 10 областей, обеспечивает и местные перевозки между Свердловской, Челябинской, Курганской, Тюменской Омской областями. Одновременно зона тяготения автодороги «Байкал», в силу своего геополитического положения, рассматривается как связующее звено между Европой и Азией.
На северо-восток от Тюмени уходит автодорога федерального значения «Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск» протяженностью в границах юга Тюменской области - 530,2 км. Выступая основным поставщиком углеводородного сырья на внутренний и внешний рынок, топливно-энергетический комплекс области является крупным потребителем продукции машиностроения, металлургии и строительных материалов предприятий Уральского и других регионов России, поставка которых наиболее целесообразна автомобильным транспортом.
Вдоль транспортного коридора по маршруту Тюмень - Тобольск - Сургут - Новый Уренгой - Салехард расположены крупнейшие промышленные центры области - гг. Тюмень, Тобольск, Нефтеюганск, Сургут, Лангепас, Нижневартовск, Когалым, Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым, Салехард. Данный коридор вошел в проект федеральной целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года».
Город Тюмень - крупный узел дорог областного или регионального значения, связывающих города и села области с областным центром и населенными пунктами соседней Свердловской области. Это автодороги: Тюмень - Нижняя Тавда с ответвлениями в г. Тавда Свердловской области; Тюмень - д. Салаирка Свердловской области; Тюмень - с. Каменка - граница Свердловской области. Тюмень имеет терминалы для перевалки и хранения грузов и растаможивания.
Но, несмотря на то, что межрайонные связи г. Тюмени осуществляются только федеральными автодорогами и дорогой Тюмень - Нижняя Тавда, в силу бурной субурбанизации в Тюменском районе все вышеуказанные дороги характеризуются значительной транспортной нагрузкой (от 5 до 25 тыс. физ.ед./сутки).
Основная проблема внешней автодорожной сети – неразвитость обходных трасс и, как следствие, перегрузка города транзитными транспортными потоками.
Пропускная способность свыше 58% дорог области в целом - менее 200 автомобилей в сутки. На юге области данная категория дорог составляет около 80%.
При рассмотрении развития транспортной инфраструктуры Юга Тюменской области выявлено совпадение интересов в выборе концептуальных направлений ТКС с программами стратегического развития экономики Российской Федерации, Уральского федерального округа и Тюменской области в целом. К таким программам относятся: Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы», «Развитие транспортного комплекса Уральского федерального округа на период до 2010 г.», подпрограммы «Международные транспортные коридоры» на территории УФО», «Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги» и т.д.
Библиографический список